Изучение эффективности технологии «Кабинет охраны зрения детей» в образовательных учреждениях

Технология «Кабинет охраны зрения детей»: результаты исследования и эффективность

Дата написания: 24.11.2021 Колличество просмотров: 247
()

Нарушение зрения — один из наиболее распространенных видов патологий, возникающий у детей и подростков. Согласно статистике, в среднем подростки проводят в неделю за компьютером 6-15 часов, а 6% девушек и 13% юношей — около 30 часов. Кроме этого зрительная нагрузка возрастает из-за влияния телевиденья, телефонов, электронных книг и других гаджетов. Это приводит к тому, что у каждого пятого первоклассника диагностируется легкая степень близорукости (миопия), в пятом классе эта патология обнаруживается у трети детей, а в старших классах — у половины.

Для решения этой проблемы большую важность имеет использование перечня профилактических методов лечения для предупреждения нарушения зрения у детей. «Кабинет охраны зрения детей» — комплексная технология, в которую входят как раз ряд таких методов.

Описание технологии

Согласно многолетним исследованиям НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков был сделан вывод, что количественный рост нарушений зрения у школьников можно замедлить. В 2008 году после получения патента на изобретение «Способ лечения рефракционных заболеваний глаз» было подготовлено методическое пособие, которое давало врачам информацию о правильном использовании офтальмологического конвейера в условиях поликлинического отделения. В последствии авторы пособия пришли к выводу, что этот подход может применяться в условиях учебных заведений после некой адаптации офтальмологического конвейера к определенной цели — профилактическая работы со школьниками. После адаптации технология «Кабинет охраны зрения детей» подходит для использования в образовательных учреждения и оздоровительных лагерях

Эта технология включает в себя:

1. Офтальмологический конвейер, рассчитанный на 15 мест. Он должен состоять из сертифицированного оборудования, а именно вибромассажера, аппарата цветоимпульсной стимуляции с биологической обратной связью «АСИР», очков LaserVision, оборудования для музыкотерапии и светотерапии, мультимедийной установки для демонстрации видов природы.

2. Выделение отдельного помещения с площадью не меньше 12-15 м2 для размещения оборудования и проведения занятий с учениками.

3. Проведение регулярных (2 раза в год) офтальмологических осмотров для определения показаний к проведению занятий. К ним относится предмиопия, спазм аккомодации, миопия слабой и средней степени.

4. Занятия должны проводиться курсом. Длительность курса составляет 10 дней, а продолжительность одного занятия — 15-20 минут. Для проведения технологии могут использоваться большие перемены.

5. Обучение учеников в курсе «Охраны безопасности жизнедеятельности».

Последний пункт включает в себя:

  • изучение основ влияния на здоровье, к которым также относятся современные информационно-компьютерные средства, портативная техника, игровые устройства.
  • усвоение навыков гигиенического использования перечисленных устройств как для образовательной, так и для досуговой деятельности;
  • проведение профилактической гимнастики для зрения и очковтренажеров LaserVision;
  • проведение образовательных бесед с учителями и родителями для освещения наиболее важных вопросов, касающихся охраны зрения;
  • посещение кабинета родителями и демонстрация «Кабинета охраны зрения детей»;
  • проведение осмотров врачом-офтальмологом.

Технология предполагает обязательное использование наглядных пособий, памяток и т. п. по охране зрения и проведение широкой просветительской деятельности среди коллектива работников учебного учреждения, родительского сообщества и использование элементов волонтерского движения школьников, что формирует мотивацию и позволяет более успешно реализовывать технологию в образовательной организации.

Доказательства эффективности технологии

По результатам трех исследований, проведенных в течение 14 лет в АОУ Гимназия № 12 города Долгопрудного в ходе реализации инновационного образовательного проекта «Разработка и внедрение модели «Береги зрение» в образовательном процессе». Апробация проводилась с участием специально обученного в ходе тематического усовершенствования медицинского персонала гимназии № 12 и врача-офтальмолога высшей категории.

Исследование первое

В 11-летней динамике обучения распространенность функциональных отклонений со стороны органа зрения в 2000 и в 2011 году оставалась стабильной, соответственно, у мальчиков составила 365,8‰ и 231,9‰ (р>0,05), и у девочек 295,1‰ и 294,0‰ (р>0,05). Распространенность хронических заболеваний органа зрения за 11 лет обучения также оставалась стабильной и составляла у мальчиков 24,4‰ и 28,9‰ (р>0,05) и у девочек 32,0‰ и 26,8‰ (р>0,05). Таким образом, не было зафиксировано роста заболеваний органа зрения, что обычно происходит у школьников к окончанию школы. Это особенно важно ввиду того, что помимо высокой учебной и зрительной нагрузок, традиционной для гимназистов, за последние 15 лет у школьников появились дополнительные зрительные нагрузки, связанные с активным использованием современных информационнокомпьютерных средств.

Исследование второе

В 2014 году было проведено сравнительное обследование зрения двух групп пятиклассников. В основную группу были включены дети, обучавшиеся в гимназии № 12 с 1-го класса и регулярно занимавшиеся в «Кабинете охраны зрения детей» (26 гимназистов). Группу сравнения составили «новички», обучавшиеся до 5-го класса в других образовательных организациях города и только что поступившие в гимназию (27 детей). На базе программно-аппаратного комплекса АРМИС (Автоматизированное рабочее место интеллектуального скрининга, Ростов-на-Дону, Россия) проведена оценка остроты зрения и тест Малиновского. Оценка состояния зрительного анализатора выявила предмиопию у 57,7% гимназистов и 55,6% школьников из группы сравнения. Достоверно реже выявлялась миопия в группе гимназистов – в 7,7% против 40,7% в группе сравнения (χ2 = 29,4, р = 0,000).

 

Рис. 1. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний органа зрения среди гимназистов при занятиях в «Кабинете охраны зрения детей» в динамике обучения 11 лет (п=72)

Исследование третье

В 2014 году в рамках работы летнего оздоровительного лагеря, расположенного на базе гимназии № 12, в «Кабинете охраны зрения детей» были проведены оздоровительные занятия по снятию зрительного и психоэмоционального напряжения для 30 детей, имеющих медицинские показания к таким занятиям (спазм аккомодации, предмиопия, миопия). При этом 24 ребенка посещали занятия регулярно (10 процедур за смену) и 6 детей – эпизодически, поскольку посещали лагерь нерегулярно (5 процедур). В начале и конце смены был проведен осмотр детей с использованием АПК «АРМИС». Выраженное клиническое улучшение (улучшение остроты зрения) было отмечено у 69% детей, причем необходимо подчеркнуть, что не все дети посещали занятия регулярно. Полученный результат свидетельствует о высокой эффективности предлагаемой технологии.

Заключение

Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают положительное влияние технологии «Кабинета охраны зрения детей» на здоровье зрительного аппарата и возможность организации подобной структуры в условиях рядовых учебных учреждений. Кроме этого полученные данные говорят о том, что технологию «Кабинет охраны зрения детей» можно и нужно внедрять в широкую практику и для этого уже сегодня нужно предпринять несколько шагов:

1. Разместить краткую информацию о разработках и достижения института на официальном сайте НИИ.

2. Распространение рекламной информации о технологии — различные публикации в СМИ, предоставление информации на тематических конференциях и т.д.

3. Разработка раздаточных материалов в текстовом, видео- и аудиоформате.

4. Разработать обучающие занятия, которые помогут усовершенствовать выполнение технологии.

Оригинальный текст статьи

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.