Компьютерный зрительный синдром (КЗС) – изменения в органе зрения, вызванные продолжительной работой за компьютером, что сказывается на качестве жизни (КЖ).
При обследовании людей, страдающих КЗС:
- измеряют рефракцию глаза и остроту зрения;
- изучают состояние аккомодационной системы;
- оценивают субъективный статус (зрительный и медико-психологический);
- определяют КЖ – этому показателю в последнее время уделяют особое внимание (выявлено, что КЖ статистически связано с объективными показателями системы зрения).
Ведущая форма проявления КЗС – аккомодационная астенопия, бывает двух видов: астеническая форма аккомодационной астенопии (АФАА) и привычное избыточное напряжение аккомодации (ПИНА).
Цель исследования – сравнить КЖ пациентов с КЗС в зависимости от типа аккомодационной астенопии (АФАА и ПИНА).
Материалы и методы
В эксперименте приняло участие 60 пациентов в возрасте 24-34 лет, которые:
- не меньше 2 лет в течение 4 и более часов в день занимались зрительно-напряженным трудом, связанным с электронными информационными системами;
- жаловались на характерные для астенопии при КЗС симптомы.
Добровольцев разделили на 2 группы по 30 человек, равноценные по половым и возрастным характеристикам в соответствии с видами астенопии. Основным методом оценки КЖ служил оригинальный опросник «КЗС-22». Анкета содержала 22 вопроса, отражающих возможные жалобы, и варианты ответов относительно частоты проявления. Ответы соответствовали определенному количеству баллов. Полученные результаты обрабатывали при помощи специальной компьютерной программы.
Результаты
По общим показателям опроса исследователи не выявили выраженных различий между двумя группами добровольцев: для АФФА КЖ=42,2± 1,0 балла, для ПИНА КЖ=40,2 ± 1,2 балла. При более детальном анализе информации не было замечено особых различий по 18 вопросам опросника, зато существенные различия были выявлены по 4 вопросам.
Результаты исследований согласуются с имеющейся информацией о наличии достаточно разнообразных субъективных проявлений у людей с компьютерным синдромом. При этом обнаруженная симптоматика не полностью согласовывается с традиционными представлениями о КЗС.
Для компьютерного синдрома характерно несколько групп симптомов:
- глазные (ощущение присутствия песка под веками, жжение и боли в глазах);
- зрительные (замедленное фокусирование, «туман» перед глазами»);
- соматические (головные боли, болезненность в районе шеи);
- профессиональные (желание прервать работу, чтобы избавиться от нагрузки);
- психолого-медицинские (раздражение, тревожность после работы за компьютером).
Перечисленные жалобы свидетельствуют об отсутствии точных субъективных критериев диагностики КЗС. Такую ситуацию можно объяснить двумя положениями.
Первое положение обуславливает многообразие факторов риска, провоцирующих функциональные нарушения системы зрения и всего организма во время работы с электронными информационными системами.
В число основных провоцирующих факторов входит несколько особенностей:
- экранного изображения – в отличие от бумажного текста, заметны блики, мерцание, самосвечение, дрожание, дискретность (прерывистость);
- наблюдения при работе – необходимость продолжительной фиксации взгляда на мониторе и периодичной перефокусировки с монитора на клавиатуру;
- непосредственной деятельности – монотонность и большая продолжительность, часто сочетающиеся с нервно-эмоциональной нагрузкой (в результате высокой «цены» за возможные ошибки) и недостатком времени;
- двигательной активности – неподвижность позы и регулярное напряжение определенных групп мышц.
Второе положение поясняет характерные проявления КЗС с точки зрения физиологии труда. Например, лесоруб, работающий топором, в конце рабочей смены жалуется на проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Закономерно, что у человека, занятого зрительно-напряженным трудом, проявляется симптоматика КЗС.
Перечисленные тезисы помогают четко аргументировать многообразие субъективных симптомов при КЗС. В то же время комплексная офтальмологическая диагностика, включающая объективные методики определения аккомодации, позволяет с высокой точностью выявить астенопию и установить ее вид. Повысить качество лечебно-восстановительных мероприятий при КЗС поможет мультидисциплинарный подход.
Заключение
На основании сравнительной оценки КЖ с использованием анкеты «КЗС-22» у пациентов с КЗС, проявляющимся в форме АФАА или ПИНА, не было обнаружено существенных отличий по общим результатам анкетирования. Значимые различия были выявлены только по 4 вопросам опросника. Они обусловлены особенностями патогенеза при разных формах астенопии, но в то же время не могут в полном объеме отобразить специфичность АФАА и ПИНА. Подобное положение объясняется отсутствием точных диагностических критериев при КЗС и многообразием факторов риска, вызывающих функциональные нарушения при работе за компьютером.