Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
whatsapp telegram

107076, г. Москва,
ул. Стромынка, д.18, к.5

EN img

Технология «Кабинет охраны зрения детей»: результаты исследования и эффективность

Нарушение зрения — один из наиболее распространенных видов патологий, возникающий у детей и подростков. Согласно статистике, в среднем подростки проводят в неделю за компьютером 6-15 часов, а 6% девушек и 13% юношей — около 30 часов. Кроме этого зрительная нагрузка возрастает из-за влияния телевиденья, телефонов, электронных книг и других гаджетов. Это приводит к тому, что у каждого пятого первоклассника диагностируется легкая степень близорукости (миопия), в пятом классе эта патология обнаруживается у трети детей, а в старших классах — у половины.

Для решения этой проблемы большую важность имеет использование перечня профилактических методов лечения для предупреждения нарушения зрения у детей. «Кабинет охраны зрения детей» — комплексная технология, в которую входят как раз ряд таких методов.

Согласно многолетним исследованиям НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков был сделан вывод, что количественный рост нарушений зрения у школьников можно замедлить. В 2008 году после получения патента на изобретение «Способ лечения рефракционных заболеваний глаз» было подготовлено методическое пособие, которое давало врачам информацию о правильном использовании офтальмологического конвейера в условиях поликлинического отделения. В последствии авторы пособия пришли к выводу, что этот подход может применяться в условиях учебных заведений после некой адаптации офтальмологического конвейера к определенной цели — профилактическая работы со школьниками. После адаптации технология «Кабинет охраны зрения детей» подходит для использования в образовательных учреждения и оздоровительных лагерях

Эта технология включает в себя:

1. Офтальмологический конвейер, рассчитанный на 15 мест. Он должен состоять из сертифицированного оборудования, а именно вибромассажера, аппарата цветоимпульсной стимуляции с биологической обратной связью «АСИР», очков LaserVision, оборудования для музыкотерапии и светотерапии, мультимедийной установки для демонстрации видов природы.

2. Выделение отдельного помещения с площадью не меньше 12-15 м2 для размещения оборудования и проведения занятий с учениками.

3. Проведение регулярных (2 раза в год) офтальмологических осмотров для определения показаний к проведению занятий. К ним относится предмиопия, спазм аккомодации, миопия слабой и средней степени.

4. Занятия должны проводиться курсом. Длительность курса составляет 10 дней, а продолжительность одного занятия — 15-20 минут. Для проведения технологии могут использоваться большие перемены.

5. Обучение учеников в курсе «Охраны безопасности жизнедеятельности».

Последний пункт включает в себя:

  • изучение основ влияния на здоровье, к которым также относятся современные информационно-компьютерные средства, портативная техника, игровые устройства.
  • усвоение навыков гигиенического использования перечисленных устройств как для образовательной, так и для досуговой деятельности;
  • проведение профилактической гимнастики для зрения и очковтренажеров LaserVision;
  • проведение образовательных бесед с учителями и родителями для освещения наиболее важных вопросов, касающихся охраны зрения;
  • посещение кабинета родителями и демонстрация «Кабинета охраны зрения детей»;
  • проведение осмотров врачом-офтальмологом.

Технология предполагает обязательное использование наглядных пособий, памяток и т. п. по охране зрения и проведение широкой просветительской деятельности среди коллектива работников учебного учреждения, родительского сообщества и использование элементов волонтерского движения школьников, что формирует мотивацию и позволяет более успешно реализовывать технологию в образовательной организации.

По результатам трех исследований, проведенных в течение 14 лет в АОУ Гимназия № 12 города Долгопрудного в ходе реализации инновационного образовательного проекта «Разработка и внедрение модели «Береги зрение» в образовательном процессе». Апробация проводилась с участием специально обученного в ходе тематического усовершенствования медицинского персонала гимназии № 12 и врача-офтальмолога высшей категории.

В 11-летней динамике обучения распространенность функциональных отклонений со стороны органа зрения в 2000 и в 2011 году оставалась стабильной, соответственно, у мальчиков составила 365,8‰ и 231,9‰ (р>0,05), и у девочек 295,1‰ и 294,0‰ (р>0,05). Распространенность хронических заболеваний органа зрения за 11 лет обучения также оставалась стабильной и составляла у мальчиков 24,4‰ и 28,9‰ (р>0,05) и у девочек 32,0‰ и 26,8‰ (р>0,05). Таким образом, не было зафиксировано роста заболеваний органа зрения, что обычно происходит у школьников к окончанию школы. Это особенно важно ввиду того, что помимо высокой учебной и зрительной нагрузок, традиционной для гимназистов, за последние 15 лет у школьников появились дополнительные зрительные нагрузки, связанные с активным использованием современных информационнокомпьютерных средств.

В 2014 году было проведено сравнительное обследование зрения двух групп пятиклассников. В основную группу были включены дети, обучавшиеся в гимназии № 12 с 1-го класса и регулярно занимавшиеся в «Кабинете охраны зрения детей» (26 гимназистов). Группу сравнения составили «новички», обучавшиеся до 5-го класса в других образовательных организациях города и только что поступившие в гимназию (27 детей). На базе программно-аппаратного комплекса АРМИС (Автоматизированное рабочее место интеллектуального скрининга, Ростов-на-Дону, Россия) проведена оценка остроты зрения и тест Малиновского. Оценка состояния зрительного анализатора выявила предмиопию у 57,7% гимназистов и 55,6% школьников из группы сравнения. Достоверно реже выявлялась миопия в группе гимназистов – в 7,7% против 40,7% в группе сравнения (χ2 = 29,4, р = 0,000).

 

Рис. 1. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний органа зрения среди гимназистов при занятиях в «Кабинете охраны зрения детей» в динамике обучения 11 лет (п=72)

В 2014 году в рамках работы летнего оздоровительного лагеря, расположенного на базе гимназии № 12, в «Кабинете охраны зрения детей» были проведены оздоровительные занятия по снятию зрительного и психоэмоционального напряжения для 30 детей, имеющих медицинские показания к таким занятиям (спазм аккомодации, предмиопия, миопия). При этом 24 ребенка посещали занятия регулярно (10 процедур за смену) и 6 детей – эпизодически, поскольку посещали лагерь нерегулярно (5 процедур). В начале и конце смены был проведен осмотр детей с использованием АПК «АРМИС». Выраженное клиническое улучшение (улучшение остроты зрения) было отмечено у 69% детей, причем необходимо подчеркнуть, что не все дети посещали занятия регулярно. Полученный результат свидетельствует о высокой эффективности предлагаемой технологии.

Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают положительное влияние технологии «Кабинета охраны зрения детей» на здоровье зрительного аппарата и возможность организации подобной структуры в условиях рядовых учебных учреждений. Кроме этого полученные данные говорят о том, что технологию «Кабинет охраны зрения детей» можно и нужно внедрять в широкую практику и для этого уже сегодня нужно предпринять несколько шагов:

1. Разместить краткую информацию о разработках и достижения института на официальном сайте НИИ.

2. Распространение рекламной информации о технологии — различные публикации в СМИ, предоставление информации на тематических конференциях и т.д.

3. Разработка раздаточных материалов в текстовом, видео- и аудиоформате.

4. Разработать обучающие занятия, которые помогут усовершенствовать выполнение технологии.

Оригинальный текст статьи

Дата публикации: 24.11.2021
Назад к новостям

Другие новости

Обзор исследования проявления компьютерного синдрома

Обзор исследования проявления компьютерного синдрома

27.09.2024
Подробнее
Обзор конференций по офтальмологии летом 2024 года

Обзор конференций по офтальмологии летом 2024 года

08.07.2024
Подробнее
АО «МАКДЭЛ-Технологии» сообщает об изменении сроков поставки

АО «МАКДЭЛ-Технологии» сообщает об изменении сроков поставки

03.06.2024
Подробнее
Умный помощник для незрячих «Робин онлайн» начнёт работать весной 2023 года

Умный помощник для незрячих «Робин онлайн» начнёт работать весной 2023 года

01.02.2023
Подробнее
Достижения офтальмологии последнего поколения

Достижения офтальмологии последнего поколения

17.11.2022
Подробнее
18 ноября 2022 г. состоится ежегодная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы офтальмологии».

18 ноября 2022 г. состоится ежегодная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы офтальмологии».

01.11.2022
Подробнее
Обнаружить редкую форму рака поможет новый пренатальный тест NHS

Обнаружить редкую форму рака поможет новый пренатальный тест NHS

13.05.2022
Подробнее
Обзор исследований в офтальмологии за последний год

Обзор исследований в офтальмологии за последний год

04.05.2022
Подробнее
Предложено новое решение для использования мягких контактных линз

Предложено новое решение для использования мягких контактных линз

08.04.2022
Подробнее
Открытие нового типа нервных клеток в сетчатке улучшит понимание центральной нервной системы

Открытие нового типа нервных клеток в сетчатке улучшит понимание центральной нервной системы

15.02.2022
Подробнее